ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460

       Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (далее – Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Программы:

      1) принять меры по реализации Программы;

       2) представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в порядке и сроки, определенные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан».

      3. Признать утратившими силу:

       1) постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2016 года № 243 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы»;

       2) пункт 14 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2016 года № 353 «Некоторые вопросы Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан 2016 г., № 36, ст. 209).

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев  
  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 июля 2018 года № 460

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан

на 2016 – 2019 годы

Наименование Программы Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (далее – Программа
Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее»;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие»;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»;
Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года;
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»;
План Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех».
Государственный орган, ответственный за разработку Программы
Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН) 
Государственные органы ответственные за реализацию Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство общественного развития Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, акиматы городов Астаны, Алматы и Шымкент, областей
Цели Программы


Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики:
обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению;
обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, защиты прав и законных интересов детей и формирование интеллектуально, физически, духовно развитого, успешного гражданина;
социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования;
обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны
Задачи Программы улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии;
увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения;
повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава;
обеспечение инфраструктурного развития среднего образования;
обновление содержания среднего образования;
формирование у школьников духовно-нравственных ценностей в рамках модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования;
обеспечение доступности специальных социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО);
обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров;
обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны;
укрепление у обучающихся организаций ТиПО духовно-нравственных ценностей Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО;
обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров;
модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций;
укрепление у обучающихся высших учебных заведений (далее – ВУЗ) духовно-нравственных ценностей Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» и культуры здорового образа жизни;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;
укрепление научного потенциала и статуса ученого;
модернизация инфраструктуры науки;
усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
Сроки реализации 2016 – 2019 годы
Целевые индикаторы доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %;
доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – НИШ), в 2017 году – 100 % (1, 2, 5, 7 классы), в 2019 году – 100 %  (4, 9, 10 классы), в 2020 году – 100 % (предшкольные группы и классы, 11 класс);
результаты казахстанских учащихся в международных исследованиях, признанные ОЭСР, в 2017 году – PISA-2015: математика – 440 баллов, естествознание – 430 баллов, чтение – 400 баллов, в 2019 году – PISA-2018: математика – 465 баллов, естествознание – 460 баллов, чтение – 434 баллов; ICILS-2018: компьютерная и информационная грамотность учащихся 8-х классов – 350 баллов;
доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общего числа детей, в 2019 году – 10 %;
доля граждан с техническим и профессиональным образованием в возрасте 18-28 лет в структуре занятого населения данного возраста, в 2019 году – 41,4 %; доля граждан с высшим образованием в возрасте 22-28 лет в структуре занятого населения данного возраста, в 2019 году – 45,9 %;
количество ВУЗов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR: доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %;
доля коммерциализируемых проектов от общего количества прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году –17,5 %, в 2019 году – 20 %;


Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2016 – 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 868,4 млрд. тенге (РБ – 1 273,3 млрд. тенге, МБ – 595,1 млрд. тенге).

2. Введение

      Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.

       В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.

      Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого гражданина качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.

       Конкурентоспособность человека является фактором успеха нации. Поэтому каждому казахстанцу нужно обладать компетенциями, необходимыми для успешной адаптации к новым глобальным вызовам, современным технологиям, меняющимся требованиям рынка труда и новых профессий.

       В условиях четвертой промышленной революции главными стали навыки решения проблем, критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект. Поэтому система образования должна сконцентрироваться на подготовке креативных людей, обладающих активным, творческим, критическим, аналитическим мышлением, способных решать неизвестные ранее проблемы, быстро адаптироваться к изменениям, создавать новое. Важны также функциональная, IT грамотность, знание английского языка, высоконравственная гражданская зрелость.

       С учетом интеграции системы образования в глобальную среду необходимо учитывать культуру нашей страны с сохранением национального кода.

      Поэтому особенностью патриотического воспитания станет формирование у обучающихся сознания с активной гражданской позицией и уважением к истории, культуре, обычаям и традициям своей большой и малой родины.

       Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов Республики Казахстан.

      Законодательством Республики Казахстан предусмотрены меры по обеспечению защиты прав и законных интересов всех категорий детей.

       Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений.

       Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».

       В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и ВУЗов и др.

      Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике».

      Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений.

       Программа разработана на основе Плана Нации «100 конкретных шагов» с учетом ведущих мировых трендов.

      Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.

       Намеченные в Программе цели и задачи реализуются в соответствии с Планом мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы, согласно приложению, к настоящей Программе.

 3. Анализ текущей ситуации

      В Глобальном индексе конкурентоспособности 2016 – 2017 года Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 57 позицию среди 137 стран мира. Из 12 К образования и науки прогресс достигнут по 5, в том числе по охвату начальным образованием, охвату средним образованием, качеству начального образования, качеству математики и естественно-научного образования, качеству школ менеджмента.

      Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования.

      Образование – один из трех основных индексов рейтинга человеческого развития Программы развития Организации Объединенных Наций (далее – ПРООН). В 2016 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира.

      Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе «Образование для всех 2000 – 2015 годов: достижения и вызовы».

      Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2017 году 125 золотых, 197 серебряных и 327 бронзовых медалей.

      Государственная политика в отношении детей направлена на обеспечение правовых и социальных гарантий защиты прав и законных интересов детей.

      Осуществляется План мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, пропагандирующий ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и наказания в отношении детей.

      Растет уровень правовой культуры и осведомленности, информированности детей и их родителей через ознакомление с положениями Конвенции о правах ребенка.

      В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkills Competition в Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира.

       Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Восемь университетов отмечены в рейтинге QS-2016.

       2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан «Об образовании». Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования.

      Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны.

      Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки.

      Приоритетными направлениями в период 2011 – 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.

 Дошкольное воспитание и обучение

      Значимость этого периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности год от года возрастает.

      В системах образования для 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным.

       В 2014 году ПРООН дополнил субфактор «Образование» индекса человеческого развития коэффициентом «Валовый охват дошкольным образованием», что свидетельствует о политической значимости дошкольного образования.

      ЮНЕСКО рекомендует странам развивать государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), при этом государственное финансирование направлять в малонаселенные и отдаленные пункты.

       В течение последних пяти лет в Казахстане развитие дошкольного воспитания и обучения стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования.

      Успешная реализация программы «Балапан» на 2010 – 2014 годы способствовала росту числа дошкольных организаций. Рост сети продолжился и после интеграции программы «Балапан» в Программу. Так, с 2015 года сеть дошкольных организаций увеличилась на 994 единицы. В 2017 году функционировали 9828 дошкольных организаций (в 2015 году – 8834, в 2016 году – 9410 единиц).

      Проводится активная работа по расширению сети частных дошкольных организаций. За последние три года их количество выросло на 1283 единицы и составило 3058 единиц (в 2015 году – 1 775 единиц, в 2016 году – 2 336 единиц, 2017 году – 3058 единиц). Этому в немалой степени способствовало совершенствование законодательства и размещение государственного заказа.

      В 2017 году 43,8 % (216,8 тысяч мест) от общего количества (494,3 тысяч мест) госзаказа размещены в 2524 частных дошкольных организациях (в 2015 году – 1 043, 2016 году – 1341, 2017 году – 2524).

      Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением увеличился с 78,6 % до 90,5 % (2015 году – 81,6 %, 2016 году – 85,8 %, 2017 году – 90,5 %).

      Развитие сети дошкольных организаций способствовало росту численности педагогических кадров. В сравнении с 2015 годом количество педагогов увеличилось на 9,8 тысяч и в 2017 году составило 90,6 тысяч человек (в 2015 году – 80,8 тысяч человек, в 2016 году – 84,7 тысяч человек, 2017 году – 90,6 тысяч человек).

       Значительное внимание уделено развитию содержательных аспектов дошкольного образования. Обновлен Государственный общеобязательный стандарт (далее – ГОС) дошкольного воспитания и обучения. Разработана типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. Апробация программ, ориентированных на творческое и познавательное развитие ребенка, проведена на базе 77 детских садов и 30 пилотных школ страны. Таким образом, в развитии дошкольного образования страны сделан значительный шаг вперед. Вместе с тем остаются области и задачи, требующие повышенного внимания и принятия соответствующих мер.

      Проблемы:

       1) существующая сеть организаций дошкольного образования и темпы его инфраструктурного обновления не успевают за ростом рождаемости детей и процессом урбанизации в Казахстане (в точках роста, крупных городах, сеть организаций дошкольного образования не покрывает потребностей).

       2) при довольно высоких количественных показателях охвата детей качество услуг, предоставляемых дошкольными организациями, все еще остается на недостаточном уровне. В значительной степени это результат непрестижного социального статуса профессии воспитателя;

      3) ежемесячная заработная плата воспитателя (самая низкая – 41,4 тысяч тенге, самая высокая – 76,4 тысяч тенге) значительно ниже средней зарплаты по стране. В сравнении со странами ОЭСР несопоставимо разнятся показатели наполняемости групп в дошкольных организациях. В Казахстане в среднем на одного педагога приходится 30-35, в странах ОЭСР – 14 детей;

      Актуальность обозначенных проблем обуславливает необходимость форсирования действий в обеспечении равных возможностей для всех детей младшего возраста с учетом мировых трендов.

 Общее среднее образование и охрана прав детей

      Школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека.  Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Казахстан в рейтинге ВЭФ «Исследование расхождений в навыках XXI века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.

      В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это – междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.

      В 27 из 36 стран ОЭСР и ее партнеров применяются селективные критерии отбора на педагогическую специальность. Прием на программы подготовки педагогических кадров предполагает обязательное собеседование, тестирование для оценки способностей и мотивации абитуриентов.

      В 32 странах ОЭСР педагогическая практика является обязательной.

       Длительность практики составляет от 70 до 120 дней. Преподаватели ВУЗов участвуют в педагогической практике студентов. Школьный менеджмент ответствен в поддержке молодых учителей. В 17 странах ОЭСР требуется степень магистра для работы в основной и старшей школе.

      Начальный этап карьеры учителя предусматривает повышение требований для допуска к профессии. В 18 странах ОЭСР проводится обязательное введение в должность, в 14 – действует стажировка учителей. Вклад учителя в развитие общества в мировой практике признан ключевым. Преподавание рассматривается как карьера. Текучесть педагогических кадров меньше 5 %.

      Возрастает глобальный индекс статуса и престижа профессии учителя.  В Австрии широкое распространение получила программа «образовательных Оскаров» для лучших учителей. В земле Бранденбург Германии открыты церемонии принятия на работу молодых учителей и ухода опытных педагогов на пенсию. В Швеции акцент сделан на формирование сильных взаимосвязей школ, университетов и предпринимательской среды.

      Лидеры образовательных систем модернизируют подходы профессионального развития учителя. Системы повышения квалификации педагогов несопоставимы с Казахстаном. Они различаются по объему, периодичности, охвату, уровню централизации.

      В 20 странах ОЭСР обязательные курсы повышения квалификации проводятся в контексте приоритетов индивидуальных школ. Повышение квалификации необходимо для продвижения по службе и повышения заработной платы. В 14 странах ОЭСР затраты на повышение квалификации покрываются полностью государством, в 8 – частично.

      Педагоги Финляндии и Сингапура повышают квалификацию ежегодно.  В Южной Корее учителям предоставляют различные формы дистанционного обучения и внутришкольных семинаров и курсов.

      В Японии сфера переподготовки учителей находится под контролем государства. В Финляндии за профессиональное развитие педагогических кадров ответственность несут работодатели, в Швеции – на основе рыночных отношений, без участия государства.

      Формат профессионального развития учителя намного шире. Это не только посещение курсов, семинаров и конференций. Эффективное профессиональное развитие включает обучение и практику. Предусмотрена последующая поддержка. Дистанционные курсы предлагает 21 страна ОЭСР. Практикуется повышение квалификации непосредственно на базе школ без отрыва от работы. Учителя имеют возможность пройти курсовую переподготовку на базе ВУЗов и частных компаний.

      Стандарты учителей и руководителей школ содержат критерии качества профессиональной компетенции. Индикаторы практики преподавания и руководства школой заложены в программах педагогического образования, оценке индивидуальных результатов работы.

      Высокий уровень экономического развития достигают страны, которые не делят школы на «лучшие» и «худшие». Фокус ведущих мировых образовательных систем направлен на выравнивание образовательных достижений школьников. В Сингапуре по итогам ранней диагностики способностей школьники посещают от 4 до 8 раз в неделю дополнительные занятия по математической грамотности.

      В Японии создан союз сельских школ, посредством которого учителя имеют возможность обмениваться опытом и проводить различные исследования. Развернута волонтерская деятельность студентов по оказанию поддержки слабоуспевающим детям в выполнении домашнего задания.

      Поддержку сельским школам в Шанхае оказывают городские школы. Разрабатываются специальные программы поддержки в обучении для детей мигрантов в Гонконге. До начала учебного года организуется специальная 6-месячная программа.

      В 15 странах ОЭСР существуют программы по поддержке слабоуспевающих учащихся.

      Ключевым является создание соответствующей новым требованиям образовательной среды. Максимально используются возможности школьной инфраструктуры. Применяются процессы трансформации открытого внутреннего пространства, зонирования учебных площадей при помощи мобильных перегородок или передвижного оборудования. Это создает психологическое разнообразие и смену впечатлений для детей, находящихся длительное время в здании школы.

      За последние три года наблюдается тенденция сокращения государственных общеобразовательных школ на 113 единиц за счет закрытия малокомплектных школ (в 2015 – 2016 учебном году – 7 160 школ, в 2016 – 2017 учебном году – 7 100 школ, в 2017 – 2018 учебном году – 7047 школ). В 2017 – 2018 учебном году контингент учащихся составил 3 млн. детей, превысив показатель 2015 года на 326 тысяч детей (в 2015 – 2016 учебном году – 2 724 127 учащихся, 2016 – 2017 учебном году – 2 930 583 учащихся, в 2017 – 2018 учебном году – 3 050 770).

      За период с 2014 по 2016 годы наблюдается уменьшение количества аварийных школ на 99 единиц (в 2014 – 2015 учебном году – 136, в 2015 – 2016 учебном году – 69 единиц, в 2016 – 2017 учебном году – 37 единиц).

      Увеличилось количество трехсменных школ до 11 единиц (в 2014 – 2015 учебном году – 95, в 2015 – 2016 учебном году – 87, в 2016 – 2017 учебном году – 106).

      В рамках реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» за 2015 – 2016 годы в стране открылись 35 школ, что позволило ликвидировать трехсменное обучение в 27 школах и аварийность в 5 школах.

      В 2011 – 2015 годы приоритетами школьного образования Казахстана стали инфраструктурное развитие и подготовка к переходу на обновленное содержание. Осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ. Подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание школьного образования. Принят ГОС начального, основного среднего, общего среднего образования. Программа ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников, критического мышления, способностей применять знания и умения в реальной жизни.

      Обновленная программа прошла апробацию в 2015 – 2016 учебном году в 1-х классах, в 2016 – 2017 учебном году во 2-х классах 30 пилотных школ.

      С 1 сентября 2016 – 2017 учебного года в 1-х классах всех школ республики внедрена обновленная программа по опыту НИШ.

      В 2017 – 2018 учебном году на обновленное содержание образования перешли 2, 5, 7 классы.

      Наряду с обновлением содержания образования внедрена пятидневная учебная неделя.

      В рамках внедрения обновленного содержания образования реализуется подготовка к поэтапному переходу на обучение на трех языках и введению преподавания отдельных предметов на английском языке. Так, с сентября 2017 – 2018 учебного года в 153 школах в пилотном режиме начато преподавание отдельных предметов естественно-научного цикла на английском языке, в 379 школах начато внедрение элементов английского языка в преподавание предметов.

      Таким образом, с 2017 – 2018 учебного года обучение на трех языках осуществляется в 2206 школах республики, в том числе в 20 НИШ, 27 лицеев «Білім-инновация», 33 специализированных школах для одаренных детей, в 153 пилотных школах и других школах.

      В 2017 – 2018 учебном году в стране функционирует 125 специализированных организаций образования для одаренных детей с контингентом – 64,7 тысяч учащихся.

      За 2013 – 2017 годы по результатам участия казахстанских учащихся в международных олимпиадах и научных соревнованиях Казахстан входит в число 10 лучших стран мира по математике, физике и химии. Общее количество победителей интеллектуальных соревнований составляет  в 2014 году – 1 376 человек, в 2015 году – 1 309 человек, в 2016 году –  1 273 человек, в 2017 году – 688 человек.

      Разработан профессиональный стандарт педагога и пересмотрены механизмы приема на педагогические специальности.

      По новым трехуровневым программам повышения квалификации, разработанным Центром педагогического мастерства НИШ, в 2012 – 2017 годах прошли курсовую подготовку 68,7 тысяч педагогов. За пять лет проведены  217 онлайн-семинаров и 493 мастер-классов для учителей общеобразовательных школ.

      Для анализа качества проведенных курсов повышения квалификации, а также определения их эффективности в 2016 году проведено мониторинговое исследование.

      В 2016 – 2017 годах 152,4 тысяч учителей (53 %) прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию образования.

      Новая модель оплаты труда гражданских служащих, в том числе работников образования, запущена с 1 января 2016 года. Предусматриваются дифференцированные доплаты педагогам и стимулирующие надбавки. Это будет способствовать улучшению профессионализма учителей, повышению привлекательности профессии и сокращению чрезмерно высокой педагогической нагрузки.

      Для проведения полномасштабных действий по развитию обучения на трех языках реализуется Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015 – 2020 годы.

      Создаются условия для дополнительного образования и занятости детей во внеурочное время. Охват детей, занимающихся во внешкольных организациях и школьных кружках, составляет 65,8 %.

       В целях совершенствования действующего формата Единого национального тестирования (далее – ЕНТ) разделены процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в ВУЗ.

      Новые подходы формирования молодого поколения, обладающего чувством ответственности за принимаемые решения и судьбу своей страны, заложены в Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее».

      Отмечается рост доли выпускников, подтверждающих успешность завершения школьного образования.

      Вместе с тем с учетом новых глобальных вызовов XXI века актуализируются вопросы качественного образования для всех детей.

      Инфраструктура общего среднего образования требует ускоренных темпов развития. Географические преимущества страны обуславливают  3-х кратное преобладание школ на селе.

      Число школ, расположенных в сельской местности, преобладает над городскими в 3,3 раза. При этом учащихся городских школ больше в сравнении с сельскими (город – 1 650 672 человек, село – 1 400 098 человек).

      В каждом малонаселенном пункте государство гарантирует функционирование малокомплектной школы (далее – МКШ). 2 944 школы республики являются МКШ. В некоторых областях малокомплектными являются подавляющее большинство школ: в Северо-Казахстанской области – 79,0 %, Акмолинской – 67,6 %, Костанайской – 67,5 %, Восточно-Казахстанской – 54 %.

      В республике на 1 января 2017 года проживают 5,6 млн. детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них около 8,6 % составляют уязвимую часть детского населения – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с особыми образовательными потребностями, дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети, находящиеся в конфликте с законом и др.

      Для всех категорий детей создаются равные возможности и условия для реализации прав на получение бесплатного общеобязательного среднего образования, путем развития инклюзивного образования и обеспечения равного доступа к качественному образованию всех категорий детей: имеющих проблемы здоровья (с особыми образовательными потребностями,  дети-инвалиды), имеющих трудности социальной адаптации в обществе  (с девиантным поведением, с низким социально-экономическим и  социально-психологическим статусом), из семей мигрантов, оралманов, беженцев и проживающих в населенных пунктах, где отсутствуют школы.

       Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 17 утвержден стандарт предоставления специальных социальных услуг в организациях образования, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

      Для социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, находящиеся в конфликте с законом действуют 7 специальных организаций образования и 1 организация образования с особым режимом содержания.

      Для обеспечения приема, кратковременного содержания, адаптации и дальнейшего устройства безнадзорных и беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, направляемых в организации образования для детей с девиантным поведением, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации в республике, функционируют 19 центров адаптации несовершеннолетних  (далее – ЦАН) и один центр поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

      При ЦАНах на общественных началах действуют службы поддержки семьи, которые оказывают консультативную, правовую, психологическую, педагогическую помощь детям и родителям (законным представителям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

       Одним из главных направлений государственной политики в области защиты прав детей является снижение социального сиротства.

      Из 27,3 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21,0 тысяч – охвачены альтернативными формами семейного устройства (опека, попечительство, патронат).

      В целях предупреждения социального сиротства предпринимается ряд мер, в том числе по своевременному выявлению семейного и детского неблагополучия, оказанию необходимой помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развиваются альтернативные формы устройства детей.

      Существуют альтернативные формы семейного устройства – опека, патронат и усыновление, приемная семья, гостевая семья.

       Право детей на отдых и досуг, соответствующий их возрасту, здоровью и потребностям, закреплено в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».

      Летом 2017 года в республике действовало 14 730 оздоровительных лагерей и площадок (в том числе: 12 510 пришкольных, 1997 – палаточных, спортивных, юрточных, 223 – загородных). По сравнению с 2016 годом (12 689 лагерей), количество лагерей увеличилось на 16 %.

      Разработана и утверждена Дорожная карта развития оздоровительного отдыха и занятости детей, детско-юношеского туризма в период каникул на 2016 – 2018 годы.

      Ежегодно Главе государства предоставляется доклад о положении детей в Республике Казахстан.

      Создан механизм подачи жалоб и обращений, доступный для детей  и молодежи.

       Действуют блоги первых руководителей государственных органов, телефоны доверия для оперативной консультативной помощи, психологической поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

      Проблемы:

      1) развитие школьной инфраструктуры не в полной мере удовлетворяет имеющимся потребностям. Ветхие здания школ с превышающим сроком эксплуатации (1950 – 1970 годов постройки) переходят в разряд аварийных.

      В 2016 году количество таких школ составило 64 единиц. В них обучается  17,9 тысяч детей, в 127 трехсменных школах – 18,6 тысяч детей;

      2) из-за отсутствия школ в населенном пункте не имеют возможности обучаться по месту жительства 3 561 учащихся, что составляет 13,7 % детей от нуждающихся в подвозе (25863 человек);

      3) сохраняется значимость включения школьников с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс общеобразовательных школ. Соответствующие условия созданы в 55 % школ. Такую возможность получили лишь 34 % детей с особыми образовательными потребностями. Имеется потребность в педагогах со специальным образованием и методическом сопровождении;

      4) недостаточно эффективна процедура внутри издательской экспертизы учебной литературы. 91,2 % учебников, поступивших от издательств, направляются на доработку. Научно-педагогическую экспертизу с первого раза проходят только 12 % учебников;

      5) не в полной мере применяются инновационные технологии обучения. Низкими остается показатель подключения школ к широкополосному интернету;

      6) все еще критически важными являются необходимость формирования социальных и эмоциональных навыков, развитие некогнитивных способностей. Переход на обновленное содержание школьного образования должен осуществляться в контексте STEM-обучения. Междисциплинарный и проектный подход позволит мотивировать школьников на активный процесс познания и развития;

      7) остается высокой потребность в учителях-предметниках со знанием английского языка. Качественный состав педагогов школ с высшей и первой квалификационными категориями составляет лишь 50,8 %. Только  1,2 % учителей школ имеют степень магистра;

      8) новые задачи ставятся и перед системой повышения квалификации. Необходимо качественное обновление программ профессионального развития учителя. Это потребует высокой компетенции кадрового состава системы повышения квалификации педагогов Казахстана;

      9) низким остается охват курсами сельских учителей. Формат предлагаемой курсовой подготовки требует разработки и внедрения новых подходов;

      10) сдерживающим фактором качественных показателей школьного образования остается все еще низкий статус профессии учителя. Не выработаны новые подходы повышения общественного имиджа учителя, высокой материальной и духовной мотивации, привлечения к труду педагога способной и творческой молодежи;

      11) не разработаны механизмы карьерного и профессионального роста учителя. Не внедрены профессиональный стандарт педагога или концептуальная модель развития его профессиональных компетенций;

      12) требует ускоренных темпов развития дополнительного образования детей школьного возраста. Недостаточна сеть внешкольных организаций, в том числе кружков робототехники, IT-площадок, объединений юных туристов и натуралистов;

      13) не выработаны механизмы мониторинга успешности обучения выпускников начальной школы. Внешняя оценка учебных достижений выпускников основной школы не позволяет своевременно выявлять и поддерживать учащихся с низкой успеваемостью;

      14) пятибалльная система оценивания не отражает реальный уровень знаний обучающихся. Она не позволяет разработать индивидуальную траекторию обучения школьника с учетом имеющихся трудностей, мотивировать их на устранение пробелов в усвоении учебной программы;

      15) казахстанские школьники по итогам PISA-2015 все еще отстают от сверстников из стран ОЭСР по математике на 1, естествознанию – на 1 и по чтению – на 2 года;

      16) разница между лучшей и отстающей школами по итогам ежегодного ЕНТ составляет 60 %. Не разработаны и не внедрены механизмы поддержки школ с низкими результатами в обучении;

      17) не получило широкого распространения внедрение механизмов подушевого финансирования в школах. Попечительские советы 4 377 дневных государственных общеобразовательных школ выполняют больше функции родительских комитетов. Они не имеют полномочий финансовой автономии.

      18) существует проблема семейного неблагополучия. На учете в органах внутренних дел состоят более 10 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают 15 тысяч детей. Ежегодно около 2-х тысяч родителей лишаются либо ограничиваются в родительских правах, каждый третий брак распадается, около 6 тысяч детей проходят через центры адаптации несовершеннолетних, более 3 тысяч детей попадают в детские дома. При этом 82 % воспитанников детских домов являются сиротами при живых родителях.

      19) отсутствует социальное и психологическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Действующие на общественных началах при ЦАНах, детских домах службы по поддержке семьи и школ приемных родителей обеспечивают работу только при получении конечного результата (попадание ребенка в учреждение) и недостаточно ориентированы на профилактическую работу с семьей в предкризисной ситуации (сотрудниками действующих Служб являются воспитатели и специалисты учреждений).

       20) выражает серьезную обеспокоенность участившиеся случаи жестокого обращения в отношении детей со стороны взрослых, а также насильственных действий сексуального характера, суицидальных проявлений среди несовершеннолетних. По данным Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, в отношении 48,5 % пострадавших детей совершено деяние против личности (всего в 2017 году – 2014 преступлений в отношении детей). По официальным данным правоохранительных органов, в 2016 году было совершено 3148 правонарушений несовершеннолетними. Удельный вес детской преступности в общем количестве всех преступлений составляет 0,9 %.

       21) прирост количества несовершеннолетних, доставленных в ЦАНах за безнадзорность и беспризорность. Динамика за период с 2011 по 2017 год показывает, что до 2015 года число детей стабильно росло, в 2017 году наметилось некоторое снижение, по итогам 2017 года число беспризорных детей составляет 6306. По данным социологического исследования 2017 года в некоторых областях количество беспризорных и безнадзорных детей, попадающих в ЦАНы, в составе детского населения, сравнительно большое. Например, в Восточно-Казахстанской области, где на 10000 детского населения приходится 20 беспризорных детей, и город Астана 19 детей на 10 тысяч детского населения в регионе.

      22) недостаточное количество летних оздоровительных загородных лагерей для охвата большего количества детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

       Таким образом, на этапе нового старта школьного образования необходимо форсировать инфраструктурные решения, ресурсное и методологическое обновление, выработать механизмы сокращения разрыва между городскими и сельскими школами, усиливать роль корпоративного управления, цифровизировать образовательные процессы и контент, внедрять подушевое финансирование, усилить воспитательную составляющую в рамках модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».

 Техническое и профессиональное образование

      Социальная ориентированность технического и профессионального образования в мировой практике очевидна. В ведущих странах система ТиПО является фактором успешной социальной адаптации молодежи и взрослых.

      Социальное партнерство в Германии обеспечило лучшие показатели снижения молодежной безработицы в Европе. Охват обучающихся дуальным обучением в 3,5 раза выше в сравнении с Казахстаном. Превышают в 27,5 раз показатели вовлеченности предприятий в процесс подготовки кадров.

      В странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности образования и работодателей, заинтересованных сторон.

      Продвижение дуального обучения заявлено одной из главных целей ТиПО до 2020 года в Европейском Союзе. Наряду с получением рабочей профессии обеспечивается привитие молодежи предпринимательских навыков.

      В 2011 – 2015 годы проведена значительная работа по реструктуризации ТиПО страны. В 2012 году Казахстан первым из Стран Независимых Государств переформатировал образовательную деятельность системы ТиПО. Это позволило придать подготовке кадров техническую направленность. Тем самым была обеспечена преемственность квалификаций ТиПО. Студенты колледжей получили возможность присвоения нескольких прикладных квалификаций в рамках одного учебного заведения.

      На 1 октября 2017 года функционирует 824 колледжа, в том числе  477 государственных (2014 году – 820 единиц, 2015 году – 807 единиц,  2016 году – 817 единиц). Из них 23 % расположены в сельской местности. Всего обучается 489,2 тысяч студентов. Подготовка кадров осуществляется по 213 специальностям и 693 квалификациям.

      Для реализации приоритетных проектов индустриально-инновационного развития определены 10 базовых колледжей.

      В 2015 году законодательно закреплены принципы дуального обучения. Образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями страны осуществляют 460 колледжей (2014 году – 280 единиц, 2015 году – 348 единиц, 2016 году – 421 единиц). Заключено 27200 договоров о сотрудничестве колледжей и работодателей с участием 3055 предприятий с охватом  31933 студентов по 80 специальностям и 160 квалификациям.

      Запущен механизм регулирования региональных дисбалансов трудовых ресурсов через учебную миграцию «Мәңгілік Ел жастары – индустрияға!».

      В 34 колледжах северных, центральных и восточных регионов обучаются  2200 студентов.

      Обеспечивается доступность технического и профессионального образования молодежи с особыми образовательными потребностями. Установлена квота приема (с 2012 года размер квоты для инвалидов  составляет 1 %).

      Разрабатываются новые подходы в обновлении содержания образовательных программ ТиПО. Казахстан стал участником Туринского процесса. Это предоставляет возможность выработать действенные шаги развития системы ТиПО.

      Практика ОЭСР показывает, что в настоящее время многими странами проводится работа по продвижению системы технического и профессионального образования, повышению его престижа путем обеспечения молодежи первой рабочей специальностью бесплатно.

      Предоставление бесплатной первой рабочей квалификации закреплено законодательно (статья 8 Закона Республики Казахстан «Об образовании»).

       В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы (далее – Программа) предусмотрены подготовка кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение за счет республиканского бюджета.

      В 2017 году в рамках Программы по подготовке кадров с ТиПО приступили к учебе 21,3 тысяч человек Законодательно закреплена международная аккредитация учебных заведений ТиПО.

      Несмотря на предпринимаемые шаги, охват ТиПО в Казахстане значительно ниже показателей развитых стран. Только 22 % населения страны считает ТиПО престижным. Тогда как в странах Евросоюза получение рабочей профессии для 71 % населения имеет позитивный имидж. Это показатели охвата, трудоустройства, размера зарплаты и мнения населения.

      Расходы на ТиПО в Казахстане в 2,5-3 раза ниже показателей развитых стран мира.

      Проблемы:

      1) отсутствует эффективная система профориентационной работы.

      В 2017 году доля молодежи типичного возраста в ТиПО (14-24 лет) составила лишь 17 % (2016 году – 16,6 %);

      2) по итогам опроса ОЭСР 70 % компаний Казахстана считают низкий уровень подготовки кадров серьезным препятствием для развития бизнеса. Рабочие кадры страны не владеют навыками компьютерного проектирования, работы со сложными сварочными конструкциями, техническим английским языком. Ежегодно привлекается 30 тысяч иностранных работников, из них 24,9 тысяч (83 %) – для промышленности;

      3) низкими являются показатели колледжей, подтверждающих качество подготовки специалистов. Только 7 % из них прошли аккредитацию  (2016 году – 4,3 %);

      4) не выработаны механизмы независимой сертификации квалификаций студентов ТиПО на базе отраслевых ассоциаций. Сертификаты уровня профессиональной подготовленности выпускников не признаются бизнес-сообществом. При этом ни одна профессиональная ассоциация работодателей до сих пор не начала свою независимую сертификацию выпускников;

      5) отмечается дефицит инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения. Низкий уровень заработной платы не позволяет привлечь для преподавания опытных работников с производства;

      6) мастера производственного обучения в системе ТиПО составляют только 7 % (2016 году – 13,4 %) от общего числа инженерно-педагогических работников. В развитых странах преподаватели и мастера производственного обучения являются практикующими специалистами или проходят стажировку на производстве 1 раз в 3 года. Не предусмотрены меры по прохождению стажировки на базе организаций и предприятий.

      7) устаревшая материально-техническая база колледжей не обеспечивает качество подготовки кадров и привлекательность системы ТиПО;

      8) в общежитиях нуждаются 10 тысяч иногородних студентов ТиПО.

      Эволюция рынка труда рабочего обозначила перед системой ТиПО новые вызовы. Система ТиПО призвана сыграть ключевую роль в контексте социальных выгод, прежде всего, для человека и общества в целом.

      В этой связи необходимо создать условия для увеличения охвата молодежи ТиПО, обновить образовательные программы с учетом международных стандартов и внедрить их в образовательный процесс.

      С учетом современных средств коммуникаций необходимо применять в процессе обучения цифровой образовательный контент. Для обеспечения преемственности с высшим образованием необходимо осуществить переход на кредитно-модульную технологию обучения.

 Высшее и послевузовское образование

      Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки. Усиливается интеграция университетов и бизнес-структур.

      В рейтинге IMD в топ стран-лидеров, где высшее образование отвечает потребностям экономики, входят Швеция, Сингапур, Дания, Канада, Финляндия. Казахстан занимает 44 позицию среди 60 стран мира.

      Реализуются проекты развития исследовательских ВУЗов. Инвестиции Китая в исследовательские университеты повысили конкурентоспособность высшего образования.

      В Великобритании фокус на исследовательские университеты обеспечил устойчивое экономическое развитие страны. В 2010 году 20 ВУЗов Великобритании, объединенных в RusselGroup, принесли 22,3 млрд. дохода и обеспечили 243 тысяч рабочих мест. Более 2/3 результатов научно-исследовательских работ (далее – НИР) университетов RussellGroup внедряются в экономику, здравоохранение, культурную и социальную сферы страны.

      Приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. Начат процесс институционального преобразования высшей школы страны. Создан первый исследовательский ВУЗ – Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева. Здесь сформирован пул ведущих ученых страны, выполняющих фундаментальные и прикладные научно-образовательные исследования.

      Функционируют 27 офисов коммерциализации, 12 технопарков и  33 бизнес-инкубатора. Флагманом глобального образования и научных открытий стала автономная организация образования «Назарбаев Университет» (далее – Назарбаев Университет). В инженерных школах ВУЗа успешно стартовали инновационные образовательные и научные проекты. В 2015 году Назарбаев Университет перешел знаковый рубеж. Осуществлен первый выпуск 594 молодых высококвалифицированных специалистов (446 бакалавров и  148 магистров).

      В республике в 2017 – 2018 учебном году функционировали 130 ВУЗов  (10 национальных, 32 государственных, 14 негражданских, 1 АОО,  1 международный, 17 акционерных, 55 частных) (2013 – 2014 учебный год – 132, 2014 – 2015 учебный год – 127; 2015 – 2016 учебный год – 125,  2016 – 2017 учебный год – 130).

      Общий контингент обучающихся в ВУЗах в 2017 – 2018 учебном году составляет 534 421 человек (2014 – 2015 учебный год – 506,4 тысяч человек,  2015 – 2016 учебный год – 455,1 тысяч человек, 2016 – 2017 учебный год –  512, 6 тысяч человек), в том числе в бакалавриате – 496 209 человек, в магистратуре – 34 609 человек, в докторантуре – 3 603 человек.

      Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) составляет – 38 212 человек (2014 – 2015 учебный год – 40 320,  2015 – 2016 учебный год – 38 087, 2016 – 2017 учебный год – 38 241). Остепененность ППС составляет 49 % (2014 – 2015 учебный год – 49,1 %,  2015 – 2016 учебный год – 50,4 %, 2016 – 2017 учебный год – 50,3 %).

      Подготовка специалистов осуществляется с учетом потребностей рынка труда. 11 ВУЗов определены как базовые в подготовке высококвалифицированных кадров для успешной реализации проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (далее – ГПИИР). Профессиональные компетенции формируются в рамках образовательных программ, разработанных в соответствии с Дублинскими дескрипторами и пожеланиями работодателей. Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования. Академическая свобода ВУЗов в определении содержания образовательных программ в бакалавриате увеличена до 55 %, магистратуре – 70 %, докторантуре – 90 %. ВУЗы могут предлагать широкий спектр образовательных программ, способствующих укреплению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

      Соотношение количества грантов магистратуры к грантам бакалавриата соответствует мировой структуре вузовского контингента (1:5).

      На основе Национальной системы квалификаций, сопоставимой с Европейской, разработано 70 профессиональных стандартов подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.

      Расширяются образовательные контакты казахстанских ВУЗов с ведущими университетами мира. Международные научно-исследовательские проекты реализуются совместно с зарубежными вузами-партнерами. Диалог стран обеспечивает привлекательность и сопоставимость квалификаций высшего образования.

      Внедрена национальная модель аккредитации ВУЗов. За 2014 – 2016 годы институциональную аккредитацию в казахстанских аккредитационных агентствах прошли 96, национальную специализированную – 86 ВУЗов. Начат постепенный переход от государственной аттестации к общественно-профессиональной аккредитации.

      Развивается академическая мобильность студентов и преподавателей.  В период с 2011 по 2017 год общее количество обучающихся, выехавших по программе мобильности за счет бюджетных и внебюджетных средств, составило – 11 693 человек. За последние 3 года около 7 312 студентов прошли обучение в зарубежных ВУЗах: в 2015 году – 2 329 студентов, в 2016 году –  2 473 студентов, в 2017 году – 2 510 студентов.

      К реализации совместных образовательных и исследовательских программ привлекаются зарубежные ученые. За 3 года приглашено  2 455 зарубежных ученых и преподавателей из ВУЗов Европы, США, Российской Федерации, Юго-Восточной Азии и др. (в 2015 году – 992 человек, в 2016 – 765 человек, в 2017 году – 688 человек).

      В 2017 году казахстанскими ВУЗами было заключено  968 международных договоров с ВУЗами 68-и стран мира.

      В 2017 году ученые казахстанских ВУЗов совместно с зарубежными коллегами из 46 стран мира осуществили 720 научных исследований В 42 ВУЗах на педагогических, технических, естественнонаучных специальностях обучение осуществляется на английском языке. В том числе  в 15 ВУЗах по педагогическим специальностям обучаются около  3,5 тысяч человек. При этом в 2015 году уже завершили указанные программы 531 человек, из них 500 трудоустроено в НИШ, специализированных школах-интернатах для одаренных детей с углубленным изучением различных предметов, школах-гимназиях для одаренных детей и т.д.

      Разработана национальная система обеспечения качества с учетом Европейских стандартов и принципов обеспечения качества (ESG), в рамках которой проводится процедура независимой аккредитации ВУЗов и образовательных программ. В настоящее время аккредитацию осуществляют  10 аккредитационных агентств: 4 казахстанских (НКАОКО, НААР, KAZSEE, ARQA) и 6 зарубежных агентств из Европы и США (ASIIN, FIBAA, ACBSP, MSA-CESS, MusiQuE, IMaREST).

      В 2017 году национальные агентства: НААР и НКАОКО стали полными членами Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) и включены в Европейский реестр обеспечения качества (EQAR).

      В 2017 году институциональную аккредитацию в казахстанских аккредитационных агентствах прошли 104 (в 2015 году – 72, в 2016 году – 96), национальную специализированную – 92 ВУЗов (в 2015 году – 55, в 2016 году – 86). Аккредитовано 3177 образовательных программ.

      Внедряется корпоративное управление по опыту Назарбаев Университета. В 28 ВУЗах функционируют наблюдательные советы и  2 университета реорганизованы в НАО. Пересматриваются  принципы функционирования попечительских советов, которые имеются в  64 ВУЗах.

      Усиливается интеграция образования, науки и бизнеса. При ВУЗах функционируют 27 офиса коммерциализации, 12 технопарков,  33 бизнес-инкубатора, 130 лабораторий, в том числе 47 междисциплинарных лабораторий ГПИИР и 15 лабораторий инженерного профиля.

      Казахстан занял 8 позиций в рейтинге QS 2017 года. 1 университет страны входит в «Топ-300», 1 ВУЗ в «Топ-400», 1 в «Топ-500» и 5 в  «Топ-700+», также ежегодно некоторые казахстанские ВУЗы значительно повышают свои позиции. КазНУ им. аль-Фараби занял 236 место, тем самым войдя в топ-300 рейтинга. В свою очередь, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева в рейтинге QS 2017 занял 345 место. Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева занял 411 позицию и вошел в «топ-500».

      В топ-700+ вошли следующие ВУЗы: Казахский национальный педагогический университет имени Абая (№ 501); Южно-Казахстанский государственный университет имени М. О. Ауэзова (№ 601); Казахстанско-британский технический университет (№ 651); Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова (№ 701+); Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана (№ 701+).

       Этому способствовали интеграция образования, науки и бизнеса, повышение публикационной активности ученых, рост уровня интернационализации, увеличение числа иностранных студентов, развитие двудипломного образования.

      Все это положительно влияет на имидж казахстанских ВУЗов, подтверждает международное признание успехов высшего образования Республики Казахстан.

      Курсовую подготовку в области менеджмента на базе Назарбаев Университета со стажировкой в Великобритании, Японии, Соединенных Штатах Америки и Сингапуре прошли 200 сотрудников ВУЗов.

       Научно-педагогические кадры повышают уровень профессиональных компетенций в 30 странах мира по программе «Болашак».

      Более чем в 2 раза в сравнении с 2011 годом выросло количество публикаций с высоким импакт-фактором ППС и научных работников ВУЗов.

      В 115-ти ВУЗах созданы органы молодежного самоуправления.

       Создана Национальная студенческая лига по футболу и баскетболу.

      На Всемирной универсиаде в 2015 году казахстанская студенческая сборная завоевала 5 золотых и 6 серебряных медалей.

      Проблемы:

      1) подготовка кадров в ВУЗах все еще не направлена на развитие практических навыков. Образовательные программы не удовлетворяют ожидания работодателей;

      2) отмечается низкий уровень выпускников ВУЗов по техническим специальностям (итоги ВОУД: в 2014 году – 72,5 баллов, при среднем балле по 6 специальностям – 81; в 2015 году – 70,6 баллов, при среднем балле по  6 специальностям – 79,1; в 2016 году – 70,8 баллов, при среднем балле по  6 специальностям – 80).

      3) непрестижность профессии педагога приводит к набору слабоуспевающих абитуриентов. Отсутствуют специальные требования к приему на педагогические специальности. Выпускники педагогических специальностей не ориентированы на использование в учебной практике новых технологий обучения. Охват студентов программами обучения на трех языках остается низким. Имеется потребность в повышении языковых компетенций как студентов, так и преподавателей. Не в полной мере разработано научно-методическое обеспечение обучения на английском языке;

      4) в рейтинге IMD Казахстан занимает 44 позицию по показателю «импорт студентов» среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,7 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %;

      5) действующие институты корпоративного управления не имеют реальных полномочий, влияющих на принятие основных решений. ВУЗами не отрегулирован механизм подотчетности перед студенческой и родительской общественностью;

      6) инфраструктура и организация досуга в ВУЗах не соответствуют потребностям и ожиданиям иногородних и иностранных студентов;

      7) в ВУЗах страны обучаются около 40 % (200 тысяч) иногородних студентов. В связи с этим существует потребность в общежитиях, которая составляет 65 тысяч мест. Основная потребность приходится на города Астана – 15 тысяч, Алматы – 22 тысяч и т.д. Также, в рамках программы «Мәңгілік Ел жастары – индустрияға!» в северных регионах требуется обеспечить общежитиями 15 тысяч человек;

      8) безбарьерная среда обучения создана в ВУЗах Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областей, городов Астаны и Алматы. В них обучается 570 студентов с особыми образовательными потребностями.

       На законодательном уровне не выработаны механизмы их трудоустройства;

      9) вовлеченность сельской молодежи в социальные проекты все еще остается низкой. Имеются существенные различия в условиях досуга молодежи города и села. Не в полной мере развернуто волонтерское движение. Только  9 % молодежи занимается спортом (город – 6,7 %, село – 11,8 %).

      С учетом достигнутых результатов и все еще имеющихся проблем рост качественных показателей высшей школы Казахстана является критически важным. В системе высшего и послевузовского образования необходимо продолжить работу по расширению академической и управленческой самостоятельность ВУЗов. Усилить роль корпоративного управления (наблюдательные советы, советы директоров). Показателем качества предоставляемого образования должна стать оценка профессиональным сообществом образовательных программ ВУЗов на соответствие их современным компетенциям.

       На сегодняшний день в МОН функционируют более 82 информационных систем и баз данных, которые осуществляют хранение и обработку административных данных по всем уровням образования.

      При этом они не интегрированы и имеют разный вектор развития, что в целом приводит к неэффективности их использования. Реализация мер по цифровизации системы образования планируется осуществить в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан».

 Наука

       Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений. Новшеством казахстанской науки стал Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (далее – Закон). Основными положениями законодательно регламентируется создание условий для развития казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса.

      Создана принципиально новая модель управления наукой. Определены механизмы финансирования научных исследований – базовое, грантовое и программно-целевое. Независимую экспертизу проводит Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.

      Семь национальных научных советов (далее – ННС) являются коллегиальным органом принятия решений.

      В 2015 году успешно завершен проект казахстанской науки и Всемирного Банка «Коммерциализация технологий». Реализованы 65 научных проектов. Заключены 6 лицензионных соглашений.

      Инновационное развитие экономики предполагает рост качественных показателей науки. В настоящее время наука, в том числе структура научных грантов и программ переориентирована на нужды ГПИИР, содержащей механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Это приведет к интеграции с бизнесом и зарубежным научным сообществом.

      НИОКР выполняют 386 научные организации, в них работают более  22,9 тысяч научных сотрудников.

      В целях обеспечения доступа к мировым научным изданиям и повышения публикационной активности ученым ВУЗов и научных организаций страны представлен бесплатный доступ к мировым информационным ресурсам крупнейших зарубежных компаний Clarivate Analytics, Springer, Elsevier.

      Отмечается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях. В 2017 году количество публикаций казахстанских ученых по данным Web of Core Collection (Clarivate Analytics) составляет – 2321 (в 2016 году – 2066 единиц), по данным Scopus компании Elsevier составляет 3282 единиц (в 2016 году –  3232 единицы).

      Значительными стимулами для ученых являются Государственная премия в области науки и техники имени аль-Фараби, 7 именных премий МОН РК, государственные научные стипендии: 50 – для молодых ученых, 25 – для выдающихся ученых.

      Стабилизировалась ситуация с кадровым потенциалом. Общее количество работников, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в 2017 году составило 22,081 тысяч человек,  (2015 год – 27,7 тысяч человек, 2016 год – 22,9 тысяч человек) из них специалистами-исследователями являются 17 205 человек. Численность докторов наук, выполнявших научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составила 1822 человека, докторов по профилю – 380 человек, докторов философии PhD – 597 человек, кандидатов наук – 4 262 человек и численность магистров составила 3908 человек.

      Однако, за три года снизилось количество ученых в возрасте до 35 лет  с 9 008 до 8 816 человек (в 2015 году – 9 008; в 2016 году – 8 167, в 2017 году – 8 816).

      Проблемы:

      1) сохраняется разрыв между наукой и образованием. Научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования. 66,3 % казахстанских работодателей-участников социологических опросов отметили отсутствие опыта сотрудничества с ВУЗами в сфере НИОКР. Научный потенциал ВУЗов используется неэффективно. Межведомственные барьеры, недостаточное финансирование, отсутствие экономических стимулов у частного сектора препятствуют успешной интеграции образования, науки и производства. Не в полной мере развиты институциональные формы поддержки инновационных структур. Удельный вес научных разработок более чем в десять раз ниже уровня развитых стран. ВУЗами коммерциализируются только 0,1 % финансируемых научно-исследовательских разработок;

      2) остается низкой материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры;

       3) приоритеты финансирования научно-технической деятельности формируются в большей части без участия индустрии;

       4) слабо развито научное предпринимательство. Результаты научно-технической деятельности остаются невостребованными для бизнеса и не применяются предприятиями в производственных процессах;

      5) слабо обеспечен переход от фундаментальных знаний к их практической реализации. Это значительно снижает ценность результатов научного труда с точки зрения общества и экономики;

       6) отсутствует единый оператор, осуществляющий администрирование и контроль международных научных проектов;

      7) не развиты национальные профессиональные сообщества научных работников, привлекаемых к независимой экспертизе;

      8) Казахстан значительно отстает по показателям результативности НИОКР от развитых стран. За 5 лет затраты на опытно-конструкторские разработки выросли в 3 раза, однако они значительно ниже, чем в странах ОЭСР;

      9) продажи прав интеллектуальной собственности в Казахстане намного ниже, чем в России и Сингапуре. Внутренние затраты на исследования  и разработки в 14 раз ниже стран ОЭСР;

       10) отсутствует комплексная система мониторинга реализации научных исследований;

       11) в сфере образования и науки Казахстана функционирует негибкая система государственного контроля;

      12) процедуры государственного контроля забюрократизированы (обязательное соответствие 551 параметру 15 нормативных правовых актов);

       13) отсутствует систематизированная информационная база данных контрольных мероприятий. Это ограничивает мониторинг и анализ деятельности организаций образования;

      14) имеется значительный разрыв между внутренней и внешней оценкой организации образования. По самооценке 100 % считают свою деятельность удовлетворительной. При этом проходят государственную аттестацию 58 % детсадов, 59 % школ, 11 % колледжей, 46 % ВУЗов;

      15) отсутствует Единая методика оценки качества, эффективности и мониторинга результатов НИР.

      Новые задачи в сфере образования требуют совершенствования системы контроля и оценивания, в том числе изучения и внедрения лучшего опыта Ofsted.

      Таким образом, анализ реализованных пошаговых действий в сфере образования и науки определяет следующее.

      1. Сильные стороны:

      1) обновление законодательной базы образования и науки;

      2) ускоренные темпы инфраструктурных решений;

      3) развитие ГЧП;

      4) трансляция опыта НИШ и Назарбаев Университета;

      5) улучшение позиций в международных рейтингах качества образования;

      6) реструктуризация системы повышения квалификации педагогических работников;

      7) внедрение элементов дуального обучения в системе ТиПО;

      8) расширение академической свободы ВУЗов;

      9) увеличение вузовской науки в инновационных проектах;

      10) рост публикационной активности ППС и ученых;

      11) развитие интеллектуальных кластеров на базе Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.

      2. Слабые стороны:

      1) низкий статус педагога и ученого;

      2) дефицит педагогов с высшим специальным дошкольным образованием;

      3) низкая доля учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла (далее – ЕМЦ) на английском языке;

      4) наличие трехсменных и аварийных школ;

      5) недостаточный охват учащихся дополнительным образованием;

      6) низкий уровень функциональной грамотности школьников;

      7) низкий уровень информатизации школ;

      8) несовершенство ЕНТ;

      9) отсутствие механизмов выравнивания результатов школ;

      10) недостаточная профориентационная работа в школах;

      11) низкий престиж ТиПО;

      12) отсутствие законодательных норм проведения оценки уровня профессиональной подготовленности работодателями;

      13) дефицит инженерно-педагогических кадров с опытом работы на производстве;

      14) отсутствие механизмов подтверждения качества системы ТиПО;

      15) недостаточное развитие инклюзивного образования;

      16) недостаточное качество подготовки педагогических кадров;

      17) дефицит кадров, специализирующихся в коммерциализации;

      18) региональные диспропорции инновационных структур ВУЗов;

      19) дисбаланс между низкой патентной активностью и высокой публикационной активностью ППС ВУЗов;

      20) непривлекательность высшего и послевузовского образования для иностранных граждан;

      21) невысокий уровень менеджмента в образовании и науке;

      22) низкий уровень участия работодателей в разработке содержания образовательных программ;

      23) слабая материально-техническая база организаций образования и науки.

      3. Возможности:

      для государства:

      1) повышение конкурентоспособности казахстанского образования и науки;

      2) повышение качества человеческого капитала;

      3) обеспечение социальных и правовых гарантий качества жизни детей;

      4) инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;

      5) новые эффективные методы управления в образовании и науке;

      6) доступность, привлекательность, качество и открытость сферы образования и науки;

      7) улучшение показателей в международных рейтингах;

      8) повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;

      9) внедрение разработанных инновационных проектов в производство.

      4. Угрозы:

      1) низкая мотивация труда педагога;

       2) более привлекательные для ученых условия работы за рубежом;

      3) низкий уровень стремления к самообразованию и профессиональному росту среди педагогических кадров;

      4) срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования.

      Запланированные меры в рамках Программы будут способствовать решению обозначенных проблем для дальнейшей модернизации системы образования и науки с перспективой повышения конкурентоспособности системы и ее приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

      Меры по воспитанию высоконравственных граждан и патриотов своей Родины будут проводиться в рамках специального проекта «Туған жер» Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», которая состоит из 4 направлений – «Өлкетану», «Отаным-тағдырым», «Саналы Азамат», «Кітап – білім бұлағы». Местными исполнительными органами  (далее – МИО) будет организована системная работа по реализации проекта по всем направлениям.